?

Log in

Previous Entry | Next Entry



 Участок Южного Буга от Первомайска до Южноукраинска – канонический байдарочный маршрут. Интересные пороги здесь сочетаются с красивой природой. Весна в этих местах наступает рано, а лето заканчивается поздно. Поэтому для закрытия сезона-2010 в конце сентября мы выбрали именно этот маршрут.

 

 

Куда: Первомайск – Южноукраинск (48 км.)

Когда: 24.09.10 – 26.09.10

Кто:

Дима и Юля (Киев) – КНБ «Викинг»

Женя и Юря (Москва) – надувная байдарка «Каньон»

Макс и Валера (Херсон) – каркасная байдарка «Форель»

 

Преимущества маршрута

1. Интересные пороги

2. Живописные пейзажи

3. Отсутствие проблем с водой и провизией

4. Несложная заброска

5. Возможности аварийного схода

 

Недостатки маршрута

1. Населёнка вдоль берегов реки

2. Пешая выброска в гору около 1 км. в случае прохождения Гарда

 

Заброска

Москва-Киев: поезд №55 «Москва – Хмельницкий». Из Москвы в 19:10, в Киеве в 6:24

Киев-Первомайск: автобус «Киев-Херсон» компании «Гюнсел». Из Киева в 9:45, в Первомайске в 15:25.

Херсон-Первомайск: автобус «Херсон-Киев» компании «Гюнсел». Из Херсона в 10:50, в Первомайске в 15:00.

Билеты на автобус брали за две недели. В кассе сказали, что багаж нужно оплачивать непосредственно водителю, но водитель даже не обратил внимание на наши многочисленные баулы.

 

 

День 1 (24.09.10, 4 км.)

Первый день был, скорее, техническим, чем ходовым. Темнело в 7 вечера, а потому, отстапелившись недалеко от автовокзала (48°02'44.2" N  30°50'32.2" E), мы успели дойти только до окраины Первомайска. Погода стояла тёплая и солнечная, как летом.

 

 

Плотину на окраине города проходили уже в сумерках. Несколько лет назад именно здесь мы с Юлей впервые кильнулись. Но в этот раз все экипажи прошли нормально. Чтобы попасть в пригодный для прохождения слив плотины (48°01'58.8" N  30°52'50.8" E), нужно перед большим островом уйти в правый рукав, а затем держаться левого берега. Просмотр обязателен.

 

 

Вариант попроще – в правом рукаве пойти под правым берегом, где вместо резкого слива есть несложная шивера.

На ночь стали на острове сразу за плотиной (48°02'00.9" N  30°52'52.2" E). Места для палаток там немного, зато есть много дров.

 

 

День 2 (25.09.10, 28 км.)

После четырёх километров широкого плёса река вновь раздваивается на два рукава. Идти нужно в правый, но не брать сильно вправо, иначе можно упереться в глухую заводь. После этого река начинает дробиться на мелкие протоки, текущие среди зарослей. Выбирать надо самую широкую (48°01'37.1" N  30°56'13.1" E), остальные непроходимы. В протоках – несложные шиверы.

 

 

У полянки на правом берегу (48°01'34.2" N  30°56'27.9" E) можно зачалиться для просмотра первой ступени Первого Мигейского порога. Для этого нужно забраться на холм по склону, заросшему кустарниками.

Ступень в низкую и среднюю воду (в нашем случае уровень был средним) сложности не представляет. Начальный слив проходится под левым берегом, после чего можно уйти влево, а можно продолжать двигаться прямо (прямо – проще).

 

 

Пройдя первый слив, мы снова зачалились – на этот раз уже у левого берега, чтобы просмотреть кульминацию Первого Мигейского. В его середине лежит несколько обливных камней, а камни у левого берега слегка прикрыты водой и с байдарки незаметны.

 

 

Порог можно просматривать и со скалы на правом берегу, но всё же обливные камни лучше видны именно с левого берега. А со скалы удобно снимать видео (см. ролик в начале отчёта). А ещё в скале есть загадочное отверстие. Говорят, такие лунки попадались на ныне затопленном Гардовом острове за Южноукраинском.

 

 

На незаметном камне у левого берега выставили сигнальщика. Все экипажи, включая впервые попавших на пороги Макса и Валеру, прошли чисто.

 

 

Перед слиянием двух рукавов на левом берегу стоит мельница, а посреди реки лежит огромный камень – выглядит это довольно живописно.

 

 

Дальше на пути лежал Второй Мигейский (название происходит от села Мигея), он же Красные Ворота (название – от двух гранитных скал красноватого оттенка на выходе из порога), он же Интеграл (название – от S-образной формы реки). Это – культовое место украинских водников и, пожалуй, единственный всесезонный порог Украины, удобный для тренировок.

Зачалиться можно у левого берега (48°01'36.4" N  30°57'33.7" E) – докупить продуктов, набрать воды, и, конечно же, залезть на одну из скал, образующих «красные ворота» - с неё открывается замечательный вид (фото летнее, сделано не в этом походе).

 
 

 

Особой техники порог не требует: идёшь по валам, оставляешь справа большой обливной «жандарм», после чего поворачиваешь налево, и, опять-таки по валам, описываешь уже упомянутую S-образную траекторию. На Красных воротах обычно очень многолюдно. Так было и в этот раз, к тому же, на реке развесили ворота для соревнований. Все наши экипажи прошли нормально.

 

 

Третий Мигейский порог (48°00'34.1" N  30°58'47.5" E) – это просто затяжная шивера, на которой, правда, придётся «пособирать» подводные камни, особенно в невысокую воду. Остров мы обходили слева.

После ещё одной небольшой шиверки следует длинный широкий плёс, который тянется до высоченного моста трассы «Кировоград-Кишинёв».

 

 

В середине села Семёновка есть небольшая мельничная плотина, за селом – ещё одна, ну а напротив хутора Львов (с воды незаметного) бурлит порог Львовская мельница (47°53'55.9" N  31°05'41.8" E). Это тоже мельничная плотина (руины мельницы видны слева при входе), но она интереснее двух предыдущих. Порог проходится по валам довольно чисто.

На ночёвку стали на удобной площадке под отвесной скалой (47°53'50.4" N  31°05'52.0" E).

 

День 3 (26.09, 16 км.)

На рассвете взобрались на скалу, откуда открывался редкой красоты вид.

Налево посмотришь – красота!

 

 

Направо посмотришь – тоже красота! В центре – порог Львовская мельница.

 

 

До самого Южноукраинска препятствий нет, кроме двух шкуродёрных мельничных плотин – в Куйбышевке и в Марьевке.

 

 

Места живописные, с высокими скальными берегами.

 

 

Достопримечательность Южноукраинска – автомобильный паром (47°49'23.0" N  31°08'57.4" E). Парадокс: жители города, который производит атомную энергию, вынуждены вручную (!) перетаскивать через речку посудину со своими машинами, хватаясь за металлический трос.

Раз, два – взяли! Ещё раз – взяли!

 

 

Водители-паромщики предупредили нас, чтобы мы не шли в правый рукав реки – там расположена плотина ГЭС. А вот на левом рукаве находятся довольно длинные и интересные Константиновские пороги. Прохождение требует лавировки: на входе – чтобы избежать камней, в середине – чтобы избежать большого куска металлической трубы, лежащего посреди реки. Интересно, что пороги находятся прямо в городе – на скале над ними стоят дома.

 

 

Заканчивается череда Константиновских порогов у городского пляжа Южноукраинска (47°48'58.2" N  31°10'26.4" E). Отсюда совсем недалеко до автовокзала, но мы решили пройти ещё и порог Гард. Вернее то, что от него осталось после варварского затопления Гардового острова из-за запуска Ташлыкской ГАЭС.

Порог требует лавировки. Особенно интересен винтовой слив в середине порога ближе к левому берегу. Но Гард можно проходить и справа – река в этом месте широкая, что позволяет выбирать из нескольких вариантов прохождения. Идти можно без просмотра – собственно, просмотр здесь сильно затруднён из-за рельефа местности.

Антистапелились в очень красивом месте у отвесной скалы (47°48'21.9" N  31°10'40.8" E).

 

 

Байдарки пришлось тащить на гору узкими тропками.

 

 

Поднявшись на гору, мы снова спустились к реке, прошли через уже знакомый пляж, и поднялись по лестнице в город.

 

Выброска

Москвичи доехали на такси до ж/д станции Южноукраинская (5 км. от города), откуда уехали поездом №34 «Одесса-Москва»: из Южноукраинска в 21:23, в Москве в 21:18 следующего дня.

Мы с Юлей доехали автобусом «Киев-Николаев» до Вознесенска (из Южноукраинска в 19:50, в Вознесенске в 21:25), откуда у нас были билеты на поезд №696 «Одесса-Киев» (из Вознесенска в 23:28, в Киеве в 9:32). Херсонцы доехали этим же автобусом до Николаева.

В Киев из Южноукраинска можно доехать и прямым автобусом, и тем же 696-м поездом. Но спать в кресле автобуса я не люблю, а сидеть до половины первого ночи в ожидании поезда не хотелось, поэтому и был выбран Вознесенск.

 

Выводы

 

1.      «Первомайск-Южноукраинск», пожалуй, самый лучший в Украине участок для байдарочного ПВД с порогами

 

2.      Чтобы уложиться в два выходных, можно пройти только участок «Первомайск-Мигея». Но лучше всё же взять третий день и увидеть красоты Львовской мельницы и Гардового урочища.


Comments

( 5 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
waterslonique
Dec. 6th, 2010 09:32 am (UTC)
Всё просто: порог - это там, где сильно бурлит; шивЕра - там, где бурлит не сильно; плёс - там, где не бурлит вообще.
А места и правда жирные. Только не western это, а southern ))
galinaaksyenova
Dec. 8th, 2010 05:05 am (UTC)
Места потрясающие!
Такие скалы - Крым в миниатюре.
Теперь знаю, куда хотеть весной
sor_ca
Dec. 8th, 2010 02:00 pm (UTC)
Для похода на выходные, чтобы не пропускать самую интересную часть, можно из Первомайска доехать до Мигеи - там достаточно автобусов, в том числе ночные, мы, выезжая их Одессы, уже третий раз вскоре после выхода из поезда попадаем на один и тот же около четырех часов ночи - и стартовать с Интеграла, для начала слегка поспав и покатавшись. Тогда ночевка - у мельницы с порогом, и как раз к вечеру второго дня оказываешься в Южноукраинске.
С Южноукраинска на вокзал ходит автобус по расписанию, откуда автобус и где висит расписание - надо спрашивать у местных, и ловить его с конечной, потому что на промежуточных точках может и не остановиться. Впрочем, там и такси недорогое.
На Мигеях бывают проблемы с лесниками - они хотят денег, и дров не найдешь, поэтому, если остаешься надолго, приходится прятаться наверху в кустарнике возле залитого водой карьера. Там же теоретически можно оставить палатку - в тех кустах ее хрен найдешь, главное, самим не потерять;). Проблемы с дровами и у мельницы, поэтому мы на всякий случай берем горелку.
А места давно уже стали любимыми...
sor_ca
Dec. 8th, 2010 02:05 pm (UTC)
Да, кстати, насколько я помню классификацию, порог - это там, где есть перепад высоты, шивера - где нет, просто камни набросаны и течение сильное. Другое дело, что иные шиверы посложнее некоторых порогов будут...
waterslonique
Dec. 8th, 2010 03:21 pm (UTC)
Ну, в общем, я довольно правильно объяснил. Просто лаконично))
( 5 comments — Leave a comment )