?

Log in

Previous Entry | Next Entry

 

 

Небольшая полесская речка Ирша – отличный вариант для покатушки на уикенд. С одной стороны – лёгкая заброска (пару часов электричкой от Киева). С другой – безлюдные лесные пейзажи, не тронутые жарким дыханием столицы.

 

Куда: Чоповичи – Малин – Гранитное (38 км.)

Когда: 8.05.11 – 9.05.11

Кто:

Дима и Юля (Киев) – КНБ «Викинг»

Денис (Киев) – КНБ «Викинг»

Андрей и Аня (Киев) – КНБ «Маринка»

Джин и Ляля (Киев) – надувная байдарка «Пионер-AR»

 

Заброска

Электричкой со Святошино доехали до станции Чоповичи (8:57-11:43, билеты по 9,50 грн.). Само село находится в 8 км. от станции, туда ходит рейсовый автобус, подъезжающий к каждой электричке (билеты по 2 грн.). Народу в автобусе было много, но против наших баулов не возражал никто, за исключением одного подвыпившего субъекта. А один дедушка активно помогал нам держать наши непослушные рюкзаки, попутно рассказывая истории из своей жизни.

Автобус ходит до центра села (50°49'38.4" N  28°57'18.6" E), откуда до Ирши 2,5 км. Водитель автобуса категорически отказался подвезти нас к речке, а потому приготовленные для него 20 грн. заработал его односельчанин на Жигулях-шестёрке, найденный тут же. Он довёз до плотины между Чоповичами и Загреблей (50°48'29.9" N  28°58'08.7" E) все наши шмотки и двоих человек, остальные дошли пешком налегке.

 

День 1 (8.05.11, 16 км.)

За плотиной река разбивается на несколько труднопроходимых рукавов. Там, где они сливаются, есть удобная полянка для стапеля (50°48'27.1" N  28°58'15.5" E). Её нам любезно показал местный рыбак.

 

 

Отстапелились не спеша и двинулись в путь около 16:00.

 

 

Течение быстрое, глубина нормальная, слишком резких поворотов нет.

 

 

По берегам часто попадаются сосновые и берёзовые рощи с удобными полянками для стоянки.

 

 

Речка достаточно широкая: три байдарки могут идти параллельно.

 

 

Препятствий было только два. Первое – вскоре после старта: живописная сосна, словно сошедшая с картины Шишкина.

 

 

Второе – низкий деревянный мостик около села Гута-Логановская.

 

 

В обоих случаях обнос не понадобился. За мостиком – небольшая, едва заметная шивера. Чуть позже – живописный обрывистый берег с сосновым лесом.

 

 

За Гутой-Логановской река начинает расширяться: приближается водохранилище. Течение постепенно сходит на нет, в водной глади отражаются деревья.

 

 

На ночёвку стали в живописном соснячке на правом берегу (50°45'57.1" N  29° 06'52.2" E). К вечеру распогодилось, выглянуло солнце, отчего пейзаж стал ещё красивее.

 

 

Место популярное: есть столик с лавочками, кострище с рогачами. Но нам повезло: несмотря на праздничный день, никого не было, только с утра приехали двое рыбаков на мотороллерах. Поужинав рассольником, легли спать.

 

 

День 2 (9.05.11, 22 км.)

 

С утра было опровергнуто непреложное правило водного туризма: «лучшая стоянка окажется в 100 м. ниже по течению от того места, где вы ночевали». Ниже нашего сосняка ночевать было негде: тянулись камышовые заросли, после чего начиналось Малинское водохранилище. Вопреки ещё одному правилу, подлый «вмордувинд» в этот раз решил не дуть, а потому 7 км. водной глади легко преодолели все суда, включая надувастик.

 

 

Плотину (50°45'50.8" N  29°13'23.5" E) обносили по правому берегу, для чего пришлось затаскивать байдарки на бетонную дамбу. Плотина на фоне прибрежных берёзок и сосенок чем-то напоминает картинку с банкноты 10 российских рублей.

 

 

За плотиной река остаётся широкой.

          

         Дело в том, что через километр её подпирает ещё одна плотина (50°45'47.8"
N  29°14'18.4" E), называемая местными жителями «старая». Сразу за ней находится главный автомобильный мост Малина, под которым река разбивается на два рукава. Широкий рукав течёт вправо, он мелкий и сильно заваленный камнями. Поэтому проводку наших байдарок мы сделали по узкому левому рукаву.

 

 

Для тех, кто предпочитает переноску тяжестей топтанию по воде, слева от узкого рукава есть тропа обноса. За мостом остановились на перекус, докупив пива в магазине (центр Малина совсем рядом, на левом берегу). После старой плотины течение снова появляется, хотя и не такой быстрое, как в районе Чоповичей.

 

 

Несколько километров Ирша течёт по городу, поэтому на берегах было людно: жители Малина отмечали День Победы. Некоторые приглашали нас присоединиться к празднику жизни, другие просто фотографировали и приветствовали.

 На выезде из города обнаружился небольшой порог (50°45'22.9" N  29°17'15.7" E), по нашей воде вполне проходимый для надувастиков. Интересно, что местные жители говорят не «порог», а «шум».

 

 

Ещё один порог (50°45'04.7" N  29°18'45.6" E) находится за вторым автомобильным мостом. Здесь – серьёзный перепад высот, шкуродёрные камни, а главное – неприятный треугольный «жандарм» на выходе, лежащий в аккурат посередине русла. Оба «Викинга» порог прошли, «Пионер» – тоже.

 

 

«Маринку» обнесли по правому берегу. Обнос был неудобен, но прохождение такого порога для каркасника могло закончиться плачевно. Компания местных, распивавшая водку и наблюдавшая за обносом, пообещала нам ещё одно препятствие – «шум на щебзаводе». Но больше порогов на пути мы не встретили. Зато щебзавод давал о себе знать огромным отвалом породы недалеко от речки и разбросанными на берегах гранитными валунами.

 

 

         Вскоре после железнодорожного моста (50°45'09.6" N  29°21'04.4" E) совершили антистапель.

         

         Он сопровождался лёгким дождиком, но на платформу Щебзавод мы уже шли по хорошей погоде. Электричка на Святошино (19:01-20:55), несмотря на праздничный день, оказалась не заполненной: в ней нашлись и сидячие места для нашей команды, и удобный отсек для баулов.

Comments

( 18 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
waterslonique
May. 16th, 2011 09:05 am (UTC)
Было и правда круто. Antistapel uber alles! ))
lisitz
May. 16th, 2011 10:20 am (UTC)
убер алес - это круто))))
waterslonique
May. 16th, 2011 12:16 pm (UTC)
Ага. Важно только правильно прочитать: "антиШтапель"))
stihiynaya_haha
Jun. 12th, 2013 07:40 pm (UTC)
Вот это класс! Мы как раз собираемся по тому же маршруту)) Как сейчас уровень воды, на что рассчитывать?
waterslonique
Jun. 12th, 2013 09:07 pm (UTC)
В верховьях - не знаю, но 2 недели назад ходили Иршу в нижнем течении, от Гранитного до Белого Берега - там воды было более чем достаточно.
kara1
May. 16th, 2011 11:34 am (UTC)
красивые места, спасибо!Когда-то в начале-середине девяностых так же сплавлялись по Роси, Тетереву, Южному бугу (в верховьях), только на то время были исключительно каркасные Таймени и Салюты.Один Салют у меня до сих пор живой, в прошлом году использовался на море.
waterslonique
May. 16th, 2011 12:15 pm (UTC)
Ирша хоть и приток Тетерева, но на него не сильно похожа. В лесах иногда места попадаются - хоть фильм по сказке про Алёнушку и Иванушку снимай)). Берёзки, ёлочки всякие...
Ну а, "Салют" - это же легенда.)) Он так просто не умирает. В том году в Карелии "безнадёжный больной" был излечен палками от местных сосен и обрывками проволоки)).
kara1
May. 16th, 2011 02:53 pm (UTC)
waterslonique
May. 16th, 2011 07:58 pm (UTC)
Привычный нерисовский кат с рамами из бамбука - выглядит экзотично))
kibic_ua
Mar. 10th, 2013 08:56 am (UTC)
Шершні-Загребля
Ми вже багато разів ходили по Ірші, і кожного разу супер. Але починали не від греблі Чоповичі- Загребля, а від села Шершні (перед селом повертали наліво). Від Малина до Шершнів наймали автобус (8-ми місний) одного з місцевих таксистів (Льоня) якщо треба буде дам телефон, щоб домовитись. Цікавий дядько, шукає в цих районах городища. А в с. Слобідка, відразу за Малином, є відоме джерело з суперовою водою!Відрізок від Шершнів до греблі, на мою думку кращий, більш дикий, е кілька перекатів, та цікавих місць (в плані маневрування), урочище Лиса гора, залишки старої греблі, ліс ще більш дикий, людей майже немає, проходили коло монастиря де ви їздили на роверах, там ми набираємо зазвичай води. Обнос робили коло греблі з правого боку і несли аж за пороги на праву протоку (хоча вона реально середня), близько від того місця де ви починали. Від Шершнів до греблі іти 4 години без напряга. Але в липні і далі, води малувато, весь час попадаєш на мілини (але залежить від року і кількості дощів). За останьою шиверою, через 1 поворот є чудова галявина зі столом. Доречі на Малинському водосховищі є кілька островів на яких теж є непогіні обладнані столами галявини (тому реально краще місце за вашою останьою стоянкою було :-).
waterslonique
Mar. 10th, 2013 12:13 pm (UTC)
Re: Шершні-Загребля
Дякую за корисну інформацію! В Шершні ми якось заїжджали на машині, річка там дійсно красива. А вище Шершнів ходити пробували? Не в курсі, як виглядає ділянка від Іршанська до Шершнів?
kibic_ua
Mar. 10th, 2013 12:33 pm (UTC)
Re: Шершні-Загребля
Ще ні. Думали на 9 травня 13 р. повторити великою флотилею і йшла розмова про те аби вище за течією спробувати, але там по гуглу видно кілька гребль, де треба обносити. Думаю все ж перевіримо, напишу що і як.
stihiynaya_haha
Jun. 12th, 2013 07:49 pm (UTC)
Re: Шершні-Загребля
А як там вода наразі, якщо знаєте? Хочемо пройти, будемо вдячні за будь-яку інформацію, бо потребуємо негайно: в суботу зранку йдемо удвох на "Налимі"

Заздалегідь дякуємо за вельми цінну інформацію.
kibic_ua
Jun. 12th, 2013 08:50 pm (UTC)
Re: Шершні-Загребля
А ми туди зібрались на Трійцю, цілою флотилією. Думаю там води досить, особливо для Налима. Бо навіть після досить низької води і 2 тижнів з дощами води було досить щоб перевантажений Таймень2 не скріб по дну, а пересохла липнева Ірша з проблемами але на відрізку Шершні-Загребля прохідна. І взагалі цього року всі річки повноводні мені здається.
krajzer
May. 23rd, 2014 09:54 am (UTC)
Re: Шершні-Загребля
Шановний, можете дати нам телефон цього таксиста? На сб. плануємо туди йти...
vekser
Mar. 27th, 2013 10:30 am (UTC)
Сборка маринки и викинга сколько по времени занимает? Насколько дольше маринку собираете ?
Сильно ли отстает викинг от маринки на спокойном участке реки ?
waterslonique
Mar. 27th, 2013 03:25 pm (UTC)
Время никогда не засекал, но Маринка по определению собирается дольше: там куча железяк, а в Викинге - один кильсон и одна поперечина. Отстаёт не сильно.
vekser
Mar. 27th, 2013 06:40 pm (UTC)
К сожалению нету у нас в городе викингов, не могу сравнить сам. Поясните по скорости, "не сильно" это насколько ?
( 18 comments — Leave a comment )